Ладовый и бездадовый бас
Бас гитары разняться по конструкции точно так же как и обычные гитары. В заключительной части я хотел поговорить с вами о самом большом различии, которое встречается: ладовые и безладовые бас гитары.
Первую безладовую бас гитару в 1961 создал Билл Вайман, он просто удалил лады с дешевой бас гитары. Затем позже появились более продвинутые модификации. На гриф добавлялась разметка ладов, сам гриф производился из более плотного дерева, но суть оставалась неизменной. Безладовый инструмент позволяет применять такие приемы игры, которые не возможны на обычном инструменте. Его звук довольно просто узнать по плавным переходам между нотами. Играть на таком инструменте сложнее, но он является вершиной строения бас гитар и самым престижным из басовых инструментов.
Итак, пару основных моментов. Помимо самих ладов существуют и другие различия. Начнем со струн, в основном на таких гитарах применяются струны с плоской обмоткой. Это для того, чтобы не так быстро протирать сам гриф, ведь струны прижимаются прямо к нему. В самих струнах разницы особой нет, хотя многие жалуются, что нет привычной тактильной чувствительности. Рука не ощущает привычной шероховатости обычной обмотки. С непривычки такое может сбивать. Хотя разницы в звучании особой нет.
Разметка ладов. Она есть всегда, иначе будет невозможно ориентироваться, другой вопрос способ ее нанесения. Она бывает нанесена на сам гриф в виде привычных ладов, только не выступающих над поверхностью грифа. Такой вариант является оптимальным для тех, кто только начал играть на безладовом басу. Классический вариант разметки находится на боковой поверхности грифа и невидим, если смотреть спереди. Так же есть варианты нанесения декоративной разметки на гриф, чтобы инструмент выглядел уникально. Приемы игры, которые не доступны на ладовом басу.
Глиссандо – плавный переход между нотами, без отрыва пальцев от грифа. При этом и получается тот самый узнаваемый звук безладовго баса.
Вибрато – на самом деле этот прием доступен и на обычной бас гитаре, просто там его нельзя сделать столь выразительным как на безладовом инструменте.
Четверть-тональные интервалы – это прием, при котором вы сдвигаете палец не на один лад, а на половину лада. На обычном инструменте разница будет не видна, либо просто появятся лишние призвуки. На безладовом вы сможете ощутить разницу, так как там не мешают лады, и смена тона происходит при небольшой смене положения руки.
Эти преимущества, в некоторой степени являются и недостатками этого инструмента, так как без хорошей подготовки, эти приемы будет неконтролируемыми и появиться много лажовых нот. Но тем и интересен этот инструмент и он действительно считается самым престижным среди всех вариантов бас гитар.
С любовью Simon Kentervil и Школа Рока Харьков.
Возможно, вас также заинтересует:уроки электрогитарыуроки вокала для начинающих