Как записывают живые концерты.

Как записывают живые концерты.

Для начала немного теории. Почему звук на записи отличается от того, что вы пишете на смартфон или планшет из зала? Во-первых, вы стоите в зале и записываете именно тот звук, который получается в той точке зала, где вы находитесь. Во-вторых, шум толпы, гул зала и прочие помехи, создают общий фон, который скрывает многие нюансы записи, но вместе с тем придает живость звучанию. В-третьих, из-за общего шума вы не слышите в точности как играют музыканты. На необработанной записи, слышен правильный звук, со всеми косяками и недостатками. Чтобы его исправить, его нужно дополнительно обработать. На прошедшем сейшене звук писался в 12 дорожек, благодаря чему слышны все инструменты.

Представьте, как звучит малый барабан: «тах-тах-тах» и это очень громкий звук. Если зал небольшой, то микрофоном его только немного подзвучивают, чтобы он гармонично звучал в зале. А на запись в микрофон идет вот это самое немного подзвученное, и получается, что его звук тихий и тусклый. То же и с остальными инструментами и вокалом.

Как же делают профессиональную запись живых выступлений?

Как же делают профессиональную запись живых выступлений? Снова смотрим на малый барабан, у него две поверхности: боевой пластик, туда, куда бьют палкой, и с другой стороны подструнник, пружина придающая ему характерный саунд. Чтобы хорошо записать малый барабан нужно два микрофона, один для верха, а второй для подструнника. Для бас-барабана нужен специальный низко частотный микрофон, для альтов и томов, узконаправленный микрофоны, и оверхеды, чтобы писать железо. Оверхеды стоят довольно высоко и могут не уловить момент, когда вы играете тихо, например, щетками. Для того чтобы это записать необходим специальный микрофон для записи хай-хета. И того, только на ударную установку, нужно 9-12 дорожек.

Запсиь гитары и баса

Гитары. Чтобы адекватно записать этот инструмент, необходимо два разных микрофона, которые будут выставлены возле динамика определенным образом. Так же используется DI-box, для записи чистого гитарного звука. Это нужно для последующей коррекции, если необходимо, что-то сдвинуть и синхронизировать инструменты.

Принцип записи баса такой же. Остальным несколько проще, так как вокалист поет в один микрофон, а клавишник играет в линию.

Сведение и мастеринг

Итак, если у нас ударные, бас, две гитары, клавишные и вокал, то количество записываемых дорожек составит 24-27 дорожек. Но и это еще не все. Также необходимо записать «room» - это звучание самого зала, для этого надо поставить еще пару микрофонов, и толпу, для этого необходимо еще несколько микрофонов. Итого, общее количество дорожек запросто превышает 30-35 штук. Нужен пульт, который может разделить настройки звука идущего в зал и звук идущего на запись. Иногда используется два пульта. Затем все это дело попадает в студию, где каждая дорожка обрабатывается по отдельности, а затем сводится в микс, который подвергается окончательной обработке.

Следует заметить, что чаще всего приходиться иметь дело всего с одним дублем записи. Как вы сыграли, так и будет записано. Исправить можно только мелкие огрехи, либо те, что можно скопировать и вставить на нужное место. Не настроенный инструмент исправить нельзя, вокальные косяки тоже сложно исправить. Можно подтянуть ноты в специальных программах, но так как это не студийные условия, то отголоски инструментов есть во всех дорожках. И если исправить одну, то в остальных лажа так и останется, потому что нельзя править дорожки с другими инструментами, не навредив при этом основному звуку.

Есть еще один момент, когда записываются профессиональные концерты, которые предполагается выставлять на продажу, то после записи концерта, бас гитару отдельно записывают на студии. При записи баса есть свои нюансы, которые невозможно записать при живом исполнении.

Что ж, надеюсь, что ответил на все вопросы, которые могли возникнуть в ходе последнего сейшена.

Конец. С любовью, Simon Kentervil и Школа Рока Харьков.

Поделиться: