Как бороться с критикой? - Школа Рока Харьков

Как воспринимать музыкальную критику?

 

Нет в Мире такого музыканта или вокалиста, который никогда в жизни не сталкивался с критикой. И столкновения эти могут быть очень болезненными, особенно для начинающих идти по музыкальной тропе, поэтому неплохо бы к ним подготовиться заранее. Чтобы критика в твой адрес не отбила у тебя желание заниматься творчеством и не раздавила твою самооценку, тебе важно знать несколько вещей...

1)   Не критикуют того, кто ничего не делает

Это утверждение касается любой сферы жизни. С критикой сталкиваются все, от уборщиц до президентов. И чем больше на тебе ответственности и функций, тем больше тебя поливают грязью. В какой-то мере можно даже испытывать удовольствие от того, что тебя критикуют. Ведь это чаще всего говорит о том, что ты вызываешь зависть, а критиковать тех, кто лучше – древняя традиция. Знай, если тебя критикуют, ты все-таки что-то из себя представляешь и к чему-то стремишься...

2)   Если преподаватель тебя критикует – это хорошо

Тебе никогда не доводилось видеть, как преподаватель хвалит самого провального ученика за малюсенький положительный сдвиг, а самого успешного грузит заданиями больше остальных и периодически гнобит язвительными комментариями в духе «это никуда не годится, ты можешь и лучше...»? Подумай почему так происходит. Это изменит твое отношение к критике. Если твой преподаватель тебя критикует, скорее всего, ты подаешь большие надежды и он хочет тебя подстегнуть или по-хорошему разозлить, чтобы рост происходил быстрее.  А вот если ты не слышишь от преподавателя ничего о своих ошибках, это значит, что тебе нужно искать себе сэн-сэя, который умеет говорить правду. Ну не может быть всё отлично у того, кто только учится. Даже профессионалам всегда есть чему поучиться, поскольку музыка не имеет границ совершенства.

Еще одна причина резкой критики в твой адрес – твое неправильное поведение. Безусловно, ничто не оправдывает учителя, который срывается на крик и пытается тебя унизить, но в редких случаях в этом виноваты сами ученики. Если ты ведешь себя слишком самоуверенно и заносчиво, считаешь себя гениальнее всех остальных, хамишь, говоришь о преподавателе гадости в лицо или за спиной, не следишь за своей интонацией в разговоре с окружающими, — ты и есть причина всех своих проблем. В этом случае тебе нужно поработать над собой и попытаться наладить отношения с преподавателем или же найти другого и вести себя с ним по-другому, с учетом твоих предыдущих ошибок.

Но есть одно «НО», которое нередко случается в жизни: если преподаватель тебя критикует – это хорошо, НО если тебя буквально размазывают по полу своей критикой, унижают или смеются над твоей игрой или пением, разворачивайся и уходи. Такое обращение может говорить о нескольких вещах:

  • Преподаватель самоутверждается за твой счет (при этом твои творческие способности могут быть даже лучше чем у того, кто тебя учит);
  • Тебе специально создают комплекс неполноценности, чтобы тебе казалось, что ты ничего не умеешь и тебе нужно учиться, выкладывая за это деньги, но не выходя на сцену, потому что ты «по словам учителя школы» к этому еще не готов, и, конечно же,  никогда готов не будешь... Если ты больше года занимаешься и тебе ни разу не доводилось выступать, потому что преподаватель считает, что твоих знаний маловато даже для одной песни, смело уходи. Одной теории для развития мало, нужна практика выступлений, и пусть они будут неудачными, но так ты быстрее приобретешь все необходимые музыканту навыки.
  • К тебе относятся предвзято по какой-то причине и критикуют твои музыкальные таланты совершенно несправедливо. Если ты играешь или поешь уже не хуже своего преподавателя и тебе неоднократно об этом говорили окружающие, беспощадная критика в твой адрес может говорить только о том, что в тебе видят конкурента. В таком случае, учиться у данного преподавателя тебе нечему...

 

3)   Критика должна быть конструктивной

Расплывчатые фразы в стиле «это какое-то кизло», «не впечатляет», «мне не понравилось» или «что у нее с прической?!» можно вообще не рассматривать как критику. Тем, кто говорит или пишет подобные комментарии просто нечего делать и в 99,9% случаев эти люди ничего не смыслят в музыке. Они выполняют функцию бабушек, которые сидят у подъезда и обсуждают всех, кто проходит мимо, чувствуя душевный подъем от того, что они всё ещё при памяти.

Как выглядит конструктивная критика? В первую очередь музыканта или вокалиста (Уроки вокала Харьков) должны критиковать за то как он звучит, а не за выражение лица, одежду или дурацкие танцевальные движения. Критика, не связанная со звуком, для музыканта всегда будет на втором месте. Во-вторых, критикуя, тебе должны указывать на промахи или не очень удачные моменты, при этом не забывая отметить те места, которые прозвучали круто или объяснить что конкретно было бы неплохо добавить, убрать, или изменить. В-третьих, если кому-то не нравится твой голос или манера игры, пусть он садится на баржу и затеряется в открытом море... Есть вещи наследственные, которые заложены в человеке от рождения: тембр голоса, скорость реакции, вокальный диапазон, анатомия рук и пальцев, манера двигаться и разговаривать. Иными словами, если кто-то критикует то, что ты не в силах изменить в себе, это не конструктивная критика, а вкусовые пристрастия, которые тебя волновать не должны. Будь собой и найдутся те, кому ты понравишься таким, какой ты есть. Все твои творческие трансформации должны проходить естественно, а не от желания кому-то угодить или понравиться.

4)   Не лепи из утконоса гнедого коня!

Никому не подражай в манере исполнения, в стиле одежды и в поведении на сцене. Это самая большая глупость, которую можно совершить. Не берись петь песни, которые не подходят тебе по диапазону, не хватайся играть то, что не получается сыграть без лажи. Играй и пой своё и только в своем стиле, тогда у тебя есть шансы на успех. Подделка и копирование кого-то интересны только тем, кто пригласит тебя один раз выступить на корпоративной вечеринке. К слову, во второй раз уже не пригласят, потому что ничего нового от тебя не услышишь.

 Конечно, нужно брать пример с великих, стремиться быть лучше и ставить себе высокую планку, но музыка – это не спорт. Есть только один критерий, по которому можно понять имеет ли успех твое творчество... это мурашки. У кого-нибудь побежали мурашки по коже от твоего исполнения? Кто-нибудь сдерживал слезы или начал танцевать и покачиваться в ритм? Если да, то ты на правильном пути.

 

Музыка должна задевать за живое, и в этом ее главное предназначение. Она должна открывать человеческие сердца, выносить из них всё, что люди носят в себе годами, и давать им почувствовать катарсис (очищение). Всё остальное, все эти шоу, вокальные или инструментальные выкрутасы – это способ удивить, раскрутиться  и заработать денег, а не музыкальное творчество. Далеко не все, кто добивается популярности, способны вызвать музыкальный озноб у слушателей. Именно по этой причине большинство групп либо не становятся популярными, либо очень быстро теряют свою популярность. Слушателя не обманешь: если музыка не вызывает эмоций, она перестает быть интересной.

5)   Будь сам себе критиком

Если ты научишься оценивать себя объективно, слушать со стороны и работать над ошибками, ни один музыкaльный критик не заставит тебя почувствовать себя раздавленным. Раздави себя самостоятельно еще до того, как это сделает кто-то другой, и ты не только не заболеешь звездной болезнью, но и будешь расти и радовать своим творчеством тех, кто не критикует, а получает удовольствие от твоей музыки...

 

Поделиться: